Пятница, 29.03.2024, 21:05
Зажгись искорка-Искорка Знания



Категории раздела
Мои статьи [3]
Статьи коллег [3]
В этом разделе размещаются статьи коллег которые администратор использует в своей работе
Мини-чат
Погода в Эбяхе

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Малокомплектные школы Арктики шагают навстречу информатизации.

Малокомплектные школы Арктики шагают навстречу  информатизации.

 

Огромная и разноплановая, трудноформализуемая и многозадачная система , как образование  ( особенно в труднодоступных арктических улусах, где соприкасаются определенные ресурсное обеспечение, человеческие ресурсы - ребенок севера,  отдаленность, труднодоступность, разнообразие типов ОУ,  механизмов финансирования, природно-климатические условия  циркумполярной Арктики) требует особого подхода. И с системой образования нужно работать постоянно, вникая в её цели , пытаясь понять её методы, продвигая необходимые изменения очень осторожно и постепенно. Как любая масштабная система с высокой степенью взаимосвязанности, взаимоувязанности компонентов, образование требует  особой тщательности, продуманности и хорошей организации связанных с ним проектов, рекомендаций, указаний, законопроектов. Отрадно заметить , что по сравнению с 2005 годом в более чем три раза увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования , все законопроекты подготовленные и принятые в 2006-2008 годах, направлены на реализацию основных принципов образовательной политики; обеспечению доступности образования, повышению качества образования, обеспечению структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии образования.

Важным фактором развития системы образования является информатизация, в том числе и подключение к Интернету. Это окно в мир информационный современный, это-доступ к современным образовательным технологиям, большое количество возможностей, которые все и не перечислишь. Сегодня нововведения  в образовательном процессе  невозможны без развития информационных технологий на всех уровнях образования. Еще   в 2006 году министр Образования  РС(Я) Габышева Ф.В. в своем выступлении подчеркнула -« Компьютеризация  в образовании- не самоцель, а инструмент достижения целей…». И этот инструмент начинает набирать обороты. По республике к 1 сентябрю 2007 года досрочно было завершено подключение к интернету  всех школ республики. Большое внимание было уделено обеспечению автоматизированными  рабочими местами. Если сравнить  поставку  АРМ-ов 2006 и 2009 годов , то 337 и 738 соответственно. Число учащихся на 1 компьютер  2005 году было 27, а в текущем  2009 году 8. Это дало большой стимул информатизации образования в целом.

Новые информационные технологии, массовое внедрение возможностей  компьютеризации в жизнедеятельность современного общества  поставили перед образовательной системой задачу обучения этим технологиям. Знание основ  программирования, изучения различных программ, дающих возможность широкого использования  их в учебном процессе, интеллектуальном и творческом развитии, расширение возможностей получения различной информации всех уровней, участия  обучающихся, независимо от географического расположения, через сеть Интернет в мировой жизни коренным образом  влияют на организацию учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.

А как  идет информатизация в далеком колымском крае, точнее в Среднеколымском улусе?  Улус очень отдален от центра республики, связь  в основном только воздушно-транспортное. В зимнее время с февраля месяца по апрель открывается зимник, по открытию морского пути с середины лета по сентябрь месяц ген.груз доставляется кораблями река-море через Северный ледовитый океан. При таком раскладе сообщений, очень важны телекоммуникационные, цифровые  средства связи. Это не только в социальном плане. При  бурном темпе развития информационных технологий  улус старается  влится в ритм Республики. в Среднеколымском улусе работа по информатизации ведется по трем направлениям: дистанционные проекты, создание Web сайтов и максимальное использование возможности электронных почт. Если обратится к информации  по сайтам  УУО и УО РС(Я) по состоянию на 1 июня 2009 года созданы сайты в 32 управлениях образования, на стадии разработки сайты Абыйского, Олекминского и Усть Майского МО ОУ. Итоги мониторинга сайтов МО ОУ на 1 июля текущего года показали , что не действуют  6 сайтов УО (Алданский , Верхневилюйский , Верхоянский, Жиганский ,Момский , Сунтарский не обновляется информация  с 2008 года на 5 сайтах УО (Анабарского, Верхнеколымского, Оймяконского, Томпонского, Эвено Бытантайского). По итогам 2008 года 83,8 школ имеют представительство в сети интернет. А 100% представительство в сети интернет в школах Амгинского, Горного, Момского, Нюрбинского, Оленекского, Среднеколымского, Усть Алданского, Усть Янского и Хангаласского улусов, районов. Карта вырисовывается наглядная.  Разработка сайтов школ по улусу проходило очень сложно, сказывалась нехватка специалистов знающих языки программирования да и владеющих простыми навыками создания сайтов, даже на уровне простого пользователя ПК. Хотя по республике вопрос о предусмотрении средств и штатных единиц на эксплуатацию  ИТ ( в школах нет ставки инженера или системного администратора, тогда как растущее количество техники нового поколения требует еще более квалифицированного, грамотного, профессионального обслуживания, а обновление технического парка и ПО и использование Интернета – и немалых средств) ставится буквально  с первых шагов информатизации образования. Сегодня развитие спутниковой связи позволяет работу активных систем в арктической зоне .  По Среднеколымскому улусу в 2007 году на базе «Viasat» установлены спутниковые каналы доступа к Интернету, тем самым ведется работа по улучшению скорости доступа к Интернету школ наслегов, окраин улуса, где местная связь позволяет это.

  Пионером введения Интернета в улусе по наслежным школам, является Эбяхская СОШ. Если учесть что эта малокомплектная средняя общеобразовательная школа расположена за Северным Полярным кругом, она с 2002 года   имеет доступ в интернет и постоянную действующую электронную почту. Для лучшего применения сетевых технологий школа имеет свой внутришкольную сеть, где все компьютеры подключены к интернету. Кабинет информатики является центром реализации возможностей и коммуникационных технологий  в школе.  Кабинет работает как мини типография школы . Печатаются опыты учителей. С 2002 года  очень плодотворно ведет свою работу школьный компьютерно-информационный кружок «Ситим». Выпускаются классные газеты формы А4 в электронном варианте с 2002 года. И все это делается руками самих обучающихся. Учителями новаторами создаются первые основы электронных пособий, виды уроков с использованием ИКТ на всех циклах преподаваемых предметах. Создан сайт школы, первым среди школ улуса. Школа является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению дуального образования  в условиях пятисеместрового учебного календаря и является центром сетевых школ по улусу внедряющих пятисеместровый учебный календарь. И весь процесс инновационного сетевого движения поддерживает и помогает развитию информатизации улуса. Педагогический  коллектив – постоянный участник республиканских дистанционных конференций, дискуссий и чатов. Школой учитывается важность качественной  интеграции информационных технологий в образовании. Активно ведется работа  по внедрению максимум программных обеспечений «Первой помощи» первого и второго выпусков. Хочется отметить

По улусу активно развивается дистанционное обучение, в тесном сотрудничестве информационной среды ИПКРО. При этом огромна роль регионального центра дистанционного образования  при Институте повышения квалификации работников образования  имеющего определенный потенциал для решения этой проблемы, особенно в области  информатизации профессиональной деятельности педагогов.

ЕГЭ всеми плюсами и минусами очень плотно входит в образование РС(Я). Для крайнего Севера сдача ЕГЭ для выпускников школ, помимо стандартных проблем, которые присуще центральной Якутии, добавляются сложные транспортные системы во время распутицы  с конца мая по июнь месяцы. Перед улусным управлением образования всегда стояла  проблема  вертолетных рейсов для доставки с труднодоступных местностей выпускников в пункты проведения ЕГЭ. Это немалые финансовые расходы по доставке , размещение всех выпускников в улусном центре, расходы на питание, проведение профилактических мер по  правопорядку, да все разве перечислишь все это создавало улусному управлению очень большие сложности, не считая  в конечном итоге психологическое состояние выпускников в незнакомой остановке. И динамика сдачи ЕГЭ по основным предметам по улусу оставалось желать лучшего. И начиная с 2007-08 учебного года управление вплотную занялась проведением ЕГЭ на местах по системе ТОМ. Если большие расходы на разные виды работ по информатизации оплачивались  в основном централизованно, то покупка и доставка и установки систем легли на бюджеты школ. И из 11 школ 7 школ школы своевременно  доставили и установили  и провели ЕГЭ по системе ТОМ.  И с первого же года  видна положительная динамика результатов ЕГЭ по улусу. Первым по улусу  в прошлом году провел по такой системе ТОМ ЕГЭ Алеко-Кюельская Агрофермерская СОШ. Надо заметить, эта школа является дважды миллионером победителем ПНПО. И активно внедряет новые информационные технологии. На его базе прошли впервые в улусе  проведение практики международных мостов.  Хочется отметить Сватайскую  СОШ , Налимскую СОШ –школу миллионера прошлого учебного года,  которые имеют положительные результаты участия по Интернету в международных, всероссийских конкурсов , олимпиад. Березовскую национальную СОШ работающую в единой сети поселенческой сети  Бернет . Ведущую роль по информатизацию по улусу играет улусная гимназия. В её стенах и её информатиками проведены первые пробы и практика проведения в едином режиме олимпиад школьных, улусных региональных по интернету .И все новое информационная централизируется через улусное управление и гимназией.

Все школы улуса в этом году участвовали программе К-ЕГЭ. И получили неплохие результаты и со стороны обучающихся и со стороны учителей предметников. Ведется по улусу, улучшение информационного парка, замена устаревших компьютеров IBM совмест. компьютеров аналогичным Intel Pentium III и выше на ПК других платформ. Улучшается централизованная  программное обеспечение  информационных учебных программ . Стоит перед управлением образование улуса обеспечение быстрого и в то же время системного движения. Это создание информационной  инфраструктуры и информатизация процессов управления образования улуса в целом. Это создание ИС для управления образованием – начиная от концепции построения самой ИС до закупки и установки оборудования и оснащения соответствующими рабочими местами всех образовательных учреждений улуса.

Разумеется, все это сопровождается целым комплексом организационных и методических мероприятий по введению новых информационных технологий в учебный процесс ( обучение педагогов, разработка методических пособий и пр.) многие из них проводятся по линии МУУО и в содействии ресурсного центра ИПКРО. Много выездных фундаментальных курсов, обновление системы постдипломного образования – процесса долгосрочного, многоэтапного, охватывающего не только все направления деятельности, но и категориальную принадлежность педагогов, руководителей образовательных учреждений к формированию информационной культуры, готовности к использовнию ИКТ в своей деятельности. Летний Международный институт, при ИПКРО,  который стартовал в прошлом году  и в этом году уделил максимум внимания к подготовке и обучению педагогов не только специалистов по информатизации, но и управленцев и простых педагогов  любых предметов.

Это положительные стороны решения введения в ритм улуса информатизации. Но есть и конечно обратная сторона медали. И над этим нужна основательная и системная работа.

И перед школами улуса стоит задача создания единой информационной среды , обеспечивающей:

·         Включения школ улуса в систему единого Республиканского и в конечном итоге общероссийского информационного пространства;

·         Создание условий на местах поэтапного перехода к новому уровню общего и дополнительного образования на основе современных информационных средств и технологий;

·         Формирование информационной культуры, готовности к использованию ИКТ в своей деятельности и самообразованию каждого педагога и руководителя учреждения.

·             Создание портала специализированных сайтов по улусу.

Вместе тем, как бы информатизация шагало по республике семимильными шагами вперед, для малокомплектных школ улуса до сих пор , можно заметить следующее,

·          Информатизация образования невозможна без подготовки педагогических кадров, имеющих высокую информационную культуру, владеющих методической системой  применения средств и методов информационной технологии в школьном образовательном пространстве. И хотелось бы в учебные планы высших и средних специальных учебных заведений дальнейшее углубленное введение спец.курсов по методике использования компьютерных технологий на уроках не только естественно- математического, но и гуманитарного цикла.

·         В малокомплектных ОУ из-за нехватки часов учителя информатики работают в основном, по совместительству, что приводит к текучести кадров и соответственно низкому уровню обученности.

·          Развитие информационных технологий требует введения новой штатной единицы системного администратора на улусных и поселенческих уровней.

·          До сих пор остается «камнем преткновения»  должная скорость  доступа в Интернет.

Категория: Мои статьи | Добавил: Nick_nick (06.10.2010)
Просмотров: 1289 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поздравляем
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!

Фото дня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz