Малокомплектные школы Арктики шагают навстречу информатизации.
Огромная и разноплановая, трудноформализуемая и многозадачная
система , как образование ( особенно в
труднодоступных арктических улусах, где соприкасаются определенные ресурсное
обеспечение, человеческие ресурсы - ребенок севера, отдаленность, труднодоступность, разнообразие
типов ОУ, механизмов финансирования,
природно-климатические условия
циркумполярной Арктики) требует особого подхода. И с системой
образования нужно работать постоянно, вникая в её цели , пытаясь понять её
методы, продвигая необходимые изменения очень осторожно и постепенно. Как любая
масштабная система с высокой степенью взаимосвязанности, взаимоувязанности
компонентов, образование требует особой
тщательности, продуманности и хорошей организации связанных с ним проектов,
рекомендаций, указаний, законопроектов. Отрадно заметить , что по сравнению с
2005 годом в более чем три раза увеличилось количество принятых федеральных
законов в области образования , все законопроекты подготовленные и принятые в
2006-2008 годах, направлены на реализацию основных принципов образовательной
политики; обеспечению доступности образования, повышению качества образования,
обеспечению структурных изменений системы образования, расширение общественного
участия в развитии образования.
Важным фактором развития системы образования является
информатизация, в том числе и подключение к Интернету. Это окно в мир
информационный современный, это-доступ к современным образовательным
технологиям, большое количество возможностей, которые все и не перечислишь.
Сегодня нововведения в образовательном
процессе невозможны без развития
информационных технологий на всех уровнях образования. Еще в 2006 году министр Образования РС(Я) Габышева Ф.В. в своем выступлении
подчеркнула -« Компьютеризация в
образовании- не самоцель, а инструмент достижения целей…». И этот инструмент
начинает набирать обороты. По республике к 1 сентябрю 2007 года досрочно было
завершено подключение к интернету всех
школ республики. Большое внимание было уделено обеспечению автоматизированными рабочими местами. Если сравнить поставку
АРМ-ов 2006 и 2009 годов , то 337 и 738 соответственно. Число учащихся
на 1 компьютер 2005 году было 27, а в
текущем 2009 году 8. Это дало большой
стимул информатизации образования в целом.
Новые информационные технологии, массовое внедрение
возможностей компьютеризации в
жизнедеятельность современного общества
поставили перед образовательной системой задачу обучения этим
технологиям. Знание основ программирования,
изучения различных программ, дающих возможность широкого использования их в учебном процессе, интеллектуальном и
творческом развитии, расширение возможностей получения различной информации
всех уровней, участия обучающихся,
независимо от географического расположения, через сеть Интернет в мировой жизни
коренным образом влияют на организацию
учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.
А как идет
информатизация в далеком колымском крае, точнее в Среднеколымском улусе? Улус очень отдален от центра республики,
связь в основном только
воздушно-транспортное. В зимнее время с февраля месяца по апрель открывается
зимник, по открытию морского пути с середины лета по сентябрь месяц ген.груз
доставляется кораблями река-море через Северный ледовитый океан. При таком
раскладе сообщений, очень важны телекоммуникационные, цифровые средства связи. Это не только в социальном
плане. При бурном темпе развития информационных
технологий улус старается влится в ритм Республики. в Среднеколымском
улусе работа по информатизации ведется по трем направлениям: дистанционные
проекты, создание Web сайтов и максимальное
использование возможности электронных почт. Если обратится к информации по сайтам
УУО и УО РС(Я) по состоянию на 1 июня 2009 года созданы сайты в 32
управлениях образования, на стадии разработки сайты Абыйского, Олекминского и
Усть Майского МО ОУ. Итоги мониторинга сайтов МО ОУ на 1 июля текущего года
показали , что не действуют 6 сайтов УО
(Алданский , Верхневилюйский , Верхоянский, Жиганский ,Момский , Сунтарский не
обновляется информация с 2008 года на 5
сайтах УО (Анабарского, Верхнеколымского, Оймяконского, Томпонского, Эвено
Бытантайского). По итогам 2008 года 83,8 школ имеют представительство в сети
интернет. А 100% представительство в сети интернет в школах Амгинского,
Горного, Момского, Нюрбинского, Оленекского, Среднеколымского, Усть Алданского,
Усть Янского и Хангаласского улусов, районов. Карта вырисовывается
наглядная. Разработка сайтов школ по
улусу проходило очень сложно, сказывалась нехватка специалистов знающих языки
программирования да и владеющих простыми навыками создания сайтов, даже на
уровне простого пользователя ПК. Хотя по республике вопрос о предусмотрении
средств и штатных единиц на эксплуатацию ИТ ( в школах нет ставки инженера или
системного администратора, тогда как растущее количество техники нового
поколения требует еще более квалифицированного, грамотного, профессионального
обслуживания, а обновление технического парка и ПО и использование Интернета –
и немалых средств) ставится буквально с
первых шагов информатизации образования. Сегодня развитие спутниковой связи
позволяет работу активных систем в арктической зоне . По Среднеколымскому улусу в 2007 году на базе
«Viasat» установлены спутниковые каналы доступа к Интернету,
тем самым ведется работа по улучшению скорости доступа к Интернету школ
наслегов, окраин улуса, где местная связь позволяет это.
Пионером
введения Интернета в улусе по наслежным школам, является Эбяхская СОШ. Если
учесть что эта малокомплектная средняя общеобразовательная школа расположена за
Северным Полярным кругом, она с 2002 года
имеет доступ в интернет и
постоянную действующую электронную почту. Для лучшего применения сетевых
технологий школа имеет свой внутришкольную сеть, где все компьютеры подключены
к интернету. Кабинет информатики является центром реализации возможностей и
коммуникационных технологий в школе. Кабинет работает как мини типография школы .
Печатаются опыты учителей. С 2002 года
очень плодотворно ведет свою работу школьный компьютерно-информационный
кружок «Ситим». Выпускаются классные газеты формы А4 в электронном варианте с
2002 года. И все это делается руками самих обучающихся. Учителями новаторами
создаются первые основы электронных пособий, виды уроков с использованием ИКТ
на всех циклах преподаваемых предметах. Создан сайт школы, первым среди школ
улуса. Школа является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению
дуального образования в условиях пятисеместрового
учебного календаря и является центром сетевых школ по улусу внедряющих
пятисеместровый учебный календарь. И весь процесс инновационного сетевого
движения поддерживает и помогает развитию информатизации улуса.
Педагогический коллектив – постоянный
участник республиканских дистанционных конференций, дискуссий и чатов. Школой
учитывается важность качественной
интеграции информационных технологий в образовании. Активно ведется
работа по внедрению максимум программных
обеспечений «Первой помощи» первого и второго выпусков. Хочется отметить
По улусу активно развивается дистанционное обучение, в
тесном сотрудничестве информационной среды ИПКРО. При этом огромна роль
регионального центра дистанционного образования
при Институте повышения квалификации работников образования имеющего определенный потенциал для решения
этой проблемы, особенно в области
информатизации профессиональной деятельности педагогов.
ЕГЭ всеми плюсами и минусами очень плотно входит в
образование РС(Я). Для крайнего Севера сдача ЕГЭ для выпускников школ, помимо
стандартных проблем, которые присуще центральной Якутии, добавляются сложные
транспортные системы во время распутицы
с конца мая по июнь месяцы. Перед улусным управлением образования всегда
стояла проблема вертолетных рейсов для доставки с труднодоступных
местностей выпускников в пункты проведения ЕГЭ. Это немалые финансовые расходы
по доставке , размещение всех выпускников в улусном центре, расходы на питание,
проведение профилактических мер по
правопорядку, да все разве перечислишь все это создавало улусному
управлению очень большие сложности, не считая
в конечном итоге психологическое состояние выпускников в незнакомой
остановке. И динамика сдачи ЕГЭ по основным предметам по улусу оставалось
желать лучшего. И начиная с 2007-08 учебного года управление вплотную занялась
проведением ЕГЭ на местах по системе ТОМ. Если большие расходы на разные виды
работ по информатизации оплачивались в
основном централизованно, то покупка и доставка и установки систем легли на бюджеты
школ. И из 11 школ 7 школ школы своевременно
доставили и установили и провели
ЕГЭ по системе ТОМ. И с первого же
года видна положительная динамика
результатов ЕГЭ по улусу. Первым по улусу
в прошлом году провел по такой системе ТОМ ЕГЭ Алеко-Кюельская
Агрофермерская СОШ. Надо заметить, эта школа является дважды миллионером
победителем ПНПО. И активно внедряет новые информационные технологии. На его
базе прошли впервые в улусе проведение
практики международных мостов. Хочется
отметить Сватайскую СОШ , Налимскую СОШ
–школу миллионера прошлого учебного года, которые имеют положительные результаты участия
по Интернету в международных, всероссийских конкурсов , олимпиад. Березовскую
национальную СОШ работающую в единой сети поселенческой сети Бернет . Ведущую роль по информатизацию по
улусу играет улусная гимназия. В её стенах и её информатиками проведены первые
пробы и практика проведения в едином режиме олимпиад школьных, улусных
региональных по интернету .И все новое информационная централизируется через
улусное управление и гимназией.
Все школы улуса в этом году участвовали программе
К-ЕГЭ. И получили неплохие результаты и со стороны обучающихся и со стороны
учителей предметников. Ведется по улусу, улучшение информационного парка,
замена устаревших компьютеров IBM совмест.
компьютеров аналогичным Intel
Pentium III и
выше на ПК других платформ. Улучшается централизованная программное обеспечение информационных учебных программ . Стоит перед
управлением образование улуса обеспечение быстрого и в то же время системного
движения. Это создание информационной
инфраструктуры и информатизация процессов управления образования улуса в
целом. Это создание ИС для управления образованием – начиная от концепции
построения самой ИС до закупки и установки оборудования и оснащения
соответствующими рабочими местами всех образовательных учреждений улуса.
Разумеется, все это сопровождается целым комплексом
организационных и методических мероприятий по введению новых информационных
технологий в учебный процесс ( обучение педагогов, разработка методических
пособий и пр.) многие из них проводятся по линии МУУО и в содействии ресурсного
центра ИПКРО. Много выездных фундаментальных курсов, обновление системы
постдипломного образования – процесса долгосрочного, многоэтапного,
охватывающего не только все направления деятельности, но и категориальную
принадлежность педагогов, руководителей образовательных учреждений к
формированию информационной культуры, готовности к использовнию ИКТ в своей
деятельности. Летний Международный институт, при ИПКРО, который стартовал в прошлом году и в этом году уделил максимум внимания к
подготовке и обучению педагогов не только специалистов по информатизации, но и
управленцев и простых педагогов любых
предметов.
Это положительные стороны решения введения в ритм
улуса информатизации. Но есть и конечно обратная сторона медали. И над этим
нужна основательная и системная работа.
И перед школами улуса стоит задача создания единой
информационной среды , обеспечивающей:
·
Включения школ
улуса в систему единого Республиканского и в конечном итоге общероссийского
информационного пространства;
·
Создание условий
на местах поэтапного перехода к новому уровню общего и дополнительного
образования на основе современных информационных средств и технологий;
·
Формирование информационной
культуры, готовности к использованию ИКТ в своей деятельности и самообразованию
каждого педагога и руководителя учреждения.
·
Создание портала специализированных сайтов
по улусу.
Вместе
тем, как бы информатизация шагало по республике семимильными шагами вперед, для
малокомплектных школ улуса до сих пор , можно заметить следующее,
·
Информатизация образования невозможна без
подготовки педагогических кадров, имеющих высокую информационную культуру,
владеющих методической системой
применения средств и методов информационной технологии в школьном
образовательном пространстве. И хотелось бы в учебные планы высших и средних
специальных учебных заведений дальнейшее углубленное введение спец.курсов по
методике использования компьютерных технологий на уроках не только естественно-
математического, но и гуманитарного цикла.
·
В малокомплектных
ОУ из-за нехватки часов учителя информатики работают в основном, по
совместительству, что приводит к текучести кадров и соответственно низкому
уровню обученности.
·
Развитие информационных технологий требует
введения новой штатной единицы системного администратора на улусных и
поселенческих уровней.
·
До сих пор остается «камнем преткновения» должная скорость доступа в Интернет.
|