Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Поэтому информатизация системы образования имеет два направления — внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация
системы управления образованием.
Информатизация образовательного учреждения — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Ближайшая перспектива — создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства школы, который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании.
Актуальными задачами на сегодняшний день являются:
•совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;
•более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
•переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
•создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
•создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый медиацентр.
Медиацентр будет осуществлять работу по следующим направлениям:
•техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
•помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
•повышение квалификации педагогических работников;
•программно-методическое обеспечение;
•обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
•проведение мероприятий по информационной безопасности.
В школе будет сформирована целая структура. Все ее блоки будут объединены в локальную общешкольную сеть.
Это:
1.Кабинет информатики.
2.Медиатека — мультимедиа кабинет. Здесь будут сосредоточены новейшие носители информации: учебные видеокассеты, аудиокассеты, CD-диски, компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, ксерокс. В кабинете будут проводиться различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИТ.
3.Школьная библиотека. Библиотека будет оснащена компьютером, сканером, множительной и копировальной техникой, выходом в Интернет. Здесь будет осуществляться индивидуальная работа учащихся.
4.Уже оборудованы компьютерами рабочие места заместителя директора, психолога, секретаря-делопроизводителя.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.
Результатом внедрения проекта в нашей школе будет:
1. Структурированность информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации.
2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной культуры учителя и ученика.
5. Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и школы в целом.
Мы прогнозируем проблемы при внедрении проекта:
•невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
•необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
Поэтому для реализации проекта нам необходимо решить следующие ближайшие задачи:
•Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИТ подавляющего большинства педагогов.
•Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
•Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные.
Информационные технологии в управление школой внедряются нами по 4 направлениям:
•учебная деятельность,
•педагогическая деятельность,
•управленческая деятельность,
•организационная деятельность.
1.Учебная деятельность.
Осуществляется в кабинете информатики. Также учащиеся работают самостоятельно дома (у большинства учащихся дома есть компьютеры). Необходимые для этого знания учащиеся приобретают:
•при изучении компьютерной грамотности в начальных классах;
•на факультативных занятиях с 5 по 7 класс;
•на предпрофильных спецкурсах в 8-9 классах
•при изучении информатики в 10 и 11 классах;
•при углублённом изучении информатики в профильных классах.
2.В рамках педагогической деятельности компьютеры используются в образовательном процессе:
•в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
•для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;
•для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.
B данном направлении мы применяем как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством учителей информатики. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Информационные технологии в педагогическом процессе позволяют нам:
•построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения и развития.
•коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.
•рационально организовать познавательную деятельность школьников.
•использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Наши учителя, прошедшие обучение в центре Интернет-образования успешно создают и применяют на уроках мультимедийные презентации, СОР-ы на платформе программы AutoPlay Media Studio v7.5, верстку и выпуск газет в программе Adobe_PageMaker 7.
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, телетестинги, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.
Эти образовательные услуги универсальны для использования как на уроке, так и во внеурочное время.
Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет учителя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.
Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашей школе:
•интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
•многоаспектное развитие школьника;
•подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
•реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
3.В управленческой деятельности могут быть использованы уже имеющиеся программные продукты:
•"АРМ Директор” ООО "ФинПромМаркет-XXI”
"АРМ Директор” представляет собой специализированную систему, предназначенную для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса.
Данный программный продукт имеет следующие функциональные подсистемы: делопроизводство, планирование, успеваемость, здоровье, приказы, тарификация, аналитика.
•Комплекс "Система управления школой”, созданный ИТЦ "Системы — Программы — Сервис” (г. Москва).
Комплекс позволяет автоматизировать ведение личных дел по кадрам и контингенту, книг приказов, составление стандартных форм отчётности, различных справок.
Для составления расписания уроков можно использовать несколько программ, но наиболее удачной, на мой взгляд, является:
•Редактор расписания "ХроноГраф”, разработчик ООО "Хронобус”. Dnevnik.ru.
4.В рамках реализации организационной деятельности информация накапливается у секретаря, медицинского работника, психолога.