Пятница, 03.05.2024, 14:52
Зажгись искорка-Искорка Знания



Категории раздела
Мини-чат
Погода в Эбяхе

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Созонова Аня НПК "Шаг в Будущее" 2006 г." Традиционные поселения якутов на примере II Канг. наслега"
[ Скачать с сервера (570.3 Kb) ] 20.10.2010, 10:15

В наш современный технический мир стали забываться традиционные уклады жизни и ведения хозяйства нашего этноса. Якутский народ с глубин веков вёл очень чёткий и веками проверенный способ ведения хозяйства, который в любые природные невзгоды и суровые испытания имел      рентабельность. Уход от традиционных укладов ведения хозяйства якутами имеет отрицательные стороны. На сегодняшний день малое предпринимательство, в виде крестьянских хозяйств , встречает очень много подводных камней в ведении хозяйства. Объяснение многих факторов ведения хозяйства на основе опыта этноса имеет огромную актуальность.  

Основу хозяйства якутов традиционно составляло скотоводство. Главными кормовыми угодьями для скота в центральной части Якутии издревле были аласные луга и долины малых рек, отделенных друг от друга огромными пространства JИ тайги. Разбросанность определила особенность расселения якутов.

Некоторые дореволюционные авторы (И.Г. Гмелин, И.Г. Георги, В.Л. Серошевский) поддерживались мнения, что якуты в ХУIII веке и ранее не заготовляли сено, и скот круглый год сам добывал себе корм. В советский период на основе архивных данных С.В. Бахрушиным, С.А. Токаревым, И.В. Ионовой, Г.П. Башариным, В.Н. Ивановым окончательно доказано, что скотоводческое хозяйство на территории Якутии сумело сохраниться и развиться только на основе заготовки сена, которым кормили скот в зимний период.

Скот у якутов летом пасся около жилищ без постоянного присмотра. Летнее пастбище было ограничено сенокосными угодьями, отстоящим на некотором расстоянии. Пастбища в Якутии никак нельзя приравнивать к пастбищам степного лесостепного ландшафтов. Переселение семьи якутского скотовода со всем скотом на «Сайылыки» вызывалось, необходимостью поставить рогатый скот на стойловое содержание, а не кочевками на пастбища, как утверждается в некоторых этнографических работах.

Якутские поселения сохранили древне - тюрское монгольское название «ыaл», но у них этот термин более применялся более по отношении к поселениям постоянного характера, нежели к кочевым стойбищам. В этой особенности, по-видимому, проявилась тенденция изменения якутского скотоводческого хозяйства, т.е. оставление практики кочевания и переход к оседлости. То же можно сказать о понятиях «кыстык» и «сайылык» у якутов. Если аналогичные названия у скотоводов Южной Сибири означали пастбища, то у якутов ими назывались постоянные поселения со значением: «кыстык» - зимняя усадьба вместе с сенокосными угодьями, «сайылык» - летняя усадьба с пастбищем.

Сохранение названия, аналогично с другими тюрскими указывает на возможность того, что якуты в древности практиковали кочевое скотоводство, но только не условиях Средней Лены, а южнее в широтах с более с мягким характером.

Интересно, что у якутов до сего времени сохранилось понятие «кыстыкка киирии» (опускаться или выехать на кыстыки), «сайылыкка тахсыы» (подниматься или выехать на сайылыки) и, кажется, совсем не случайно.

Мы знаем, подобное «вертикальное» кочевание имело место у тюрских народов Южной Сибири и Средней Азии, и мы вправе предлагать, что южные предки якутов в далёком прошлом пасли скот летом в горах, а зимой в долинах рек.

В дореволюционной Якутии подавляющее большинство скотоводов эксплуатировало аласные сенокосные угодья, а не долины. Поэтому переселения с «кыстыка» на «сайылык» представляло собой переселение с одного аласа на другой и здесь никак не уместно применение терминов «тахсыы» (восхождение) и «та5ыс» (подниматься). Кстати, корни этих слов «тах» и «таг» поразительно созвучны древнетюрскому «таг» (гора), а глагол подниматься (в горы) «тагыс» в понятии «переселяться» (на «сайылыки») сохранила древний смысл о былом кочевании якутов в горы в летний период.

В ХVII веке основная масса якутов занимала компактную территорию в бассейне Средней Лены и нижнего течения Вилюя. Незначительная их часть проживала по среднему и верхнему течению и Жиганского зимовья. Хозяйство якутов в этот период основывалась на разведении крупного рогатого скота и лошадей. Потому и русские казаки, впервые попавшие в эти места, в своих сообщениях писали, что местные жители «якольской землицы», «конные и скотные».

 

По данным В.Л. Серошевского к концу XIX века скотоводы и скотоводы - земледельцы из общего числа якутов составляли около 97%, т.е. 215 тыс./человек. В это количество включены жители Якутского, Вилюйского и Олёкминского округов, а также скотоводы Колымского и Верхоянского округов не занимающиеся земледелием.

Только Якутском и Вилюйском округах в 1890г. содержалось 91,9% крупного рогатого скота и около 89,70/0 лошадей всей области. Таким образом, преобладающее большинство якутского населения области к XIX - и началу ХХ в. занималась скотоводством, иногда совмещая его с земледелием.

Якутские поселения были разбросаны по многочисленным аласам и речным долинам, пригодным для ведения скотоводческого хозяйства.

Категория: Мои файлы | Добавил: Nick_nick
Просмотров: 1221 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поздравляем
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!

Фото дня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz