Современный
учитель Арктики.
Гуляев Николай
Николаевич учитель ЯНК,
МОУ «Эбяхская СОШ» Среднеколымского улуса,
обладатель Гранта им. Нины Андриановны
Расторгуевой
«Учитель года-2004» среди педагогов –мужчин.
Современная школа любого общества имеет свои
специфические особенности, и Россия, в этом плане, с его поликультурной средой,
с чрезвычайным разнообразием
социокультурных ситуаций является
уникальным в мире. И идеи «Новой школы»
идущие полным ходом определяют новый взгляд на роль и значение образования в
нашем обществе.
Мир начинает
отсчет третьего тысячелетия, и Арктика со своим своеобразным укладом жизни и
социокультурной средой живет и развивается.
В нашей республике наличие муниципальных
образований разного типа (культурно-исторических, бывших промышленных зон,
арктических и др.), представляет для работы образовательных учреждений,
индивидуальные точки соприкосновения
и новые стратегии развития.
Относительно Среднеколымского улуса, комплексное исследование
(в т.ч. научно-педагогическая экспедиция под руководством Цирульникова А.М.)
показало, что вариативность организации образовательной деятельности
общеобразовательных учреждений, функционирующих в сельской местности,
обусловливается сложной совокупностью различных факторов и условий. Ситуация
«школа в бывшем очаге культуры», характерна для маленьких, некогда процветавших
населенных пунктов, находящихся в сельской глубинке, таких как Березовский эвенский наслег и якутские наслега Среднеколымского улуса.
«В
рассматриваемой ситуации культурно-исторические традиции еще живы, история
местности, культуры, образования, порой уникальны, но современный
социокультурный фон крайне беден, реальная среда жестка и деструктивна. В
подобного типа ситуации просматривается ряд культурно-образовательных
стратегий.
Одна стратегия состоит в том, что делается
попытка поддержать, сохранить угасающие традиции, противостоять деструктивной
действительности. Практика показывает, что при этом проблемы смягчаются, но, в
конечном счете, не разрешаются. Происходит отсрочка культурной, духовной
деградации.
Другая
культурно-образовательная стратегия – сохраняя и поддерживая традиции, менять
сам характер социокультурного фона. Решить эту проблему одно образовательное
учреждение не в состоянии. Эту ситуацию можно охарактеризовать как общую как
для циркумполярных районов, так и для сельскохозяйственных улусов и
сельскохозяйственных кустов городских районов республики в целом. Иначе говоря,
это задача уровня территориально-региональных программ (через создание
образовательных сетей, организующих свою деятельность по принципу «от
культурно-образовательных инициатив – через кооперацию – к индивидуальным
культурно-образовательным траекториям»).» (Цирульников А. П.)
Образование,
прежде всего, должно реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивающий
детям равные возможности получения качественного образования, независимо от
места проживания и условий обучения.
Улус очень
отдален от центра республики, связь в
основном только воздушно-транспортное. В зимнее время с февраля месяца по
апрель открывается зимник, по открытию морского пути с середины лета по
сентябрь месяц ген.груз доставляется кораблями река-море через Северный
ледовитый океан. При таком раскладе сообщений, очень важны
телекоммуникационные, цифровые средства
связи. Это не только в социальном плане. В связи с полудисперсным проживанием
улуса острую актуальность приобретает проблема обеспечения доступа к
информации. При бурном темпе развития
информационных технологий улус
старается влиться в ритм Республики. В
Среднеколымском улусе работа по информатизации ведется по трем направлениям:
создание Web сайтов, дистанционные проекты, cетевые взаимодействия.
В улусе уже
накоплен опыт взаимодействия школ в сетевом взаимодействии введения 5-ти
семестрового учебного календаря. С прошлого года работает сеть школ, которые
вошли в систему ТОМ по сдаче ЕГЭ . Ведется системная работа
по внедрению педагогов улуса, в портал образования РС(Я)
Современный учитель
Арктики? Какой он?
Современный
учитель Арктики должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку
информация и знания – это неразрывно связанные понятия.
Он должен владеть информационно-коммуникативными
технологиями, чтобы используя их проектировать
образовательный процесс с использованием глобальной образовательной среды, для
инновационного развития своей деятельности в контексте изменений в
преподаваемом предмете и образовании в целом.
По
улусу стал вопрос внедрения и продвижение сайтов педагогов.
Сайт
привлечёт к себе единомышленников, что,
в свою очередь, создаст предпосылки для налаживания большого числа
профессиональных контактов и определения перспектив. Но эта цель будет
достигнута при осуществлении коммуникативности, т.е сайт должен быть
максимально интреактивным.
Учитель
приобрёт новые навыки при создании
собственного сайта: умении писать, опыте программирования и веб-дизайна и др.
Учитель
сможет представить творчество и
результаты достижений своих учеников или
свои достижения в многочисленных
электронных форматах широкой аудитории.
Участие в
грантовых конкурсах, продвижение персонального сайта. Сайт как точка входа в
сетевое образовательное пространство + возможности дополнительного образования.
На многих учительских сайтах в различных формах можно увидеть список ссылок на
веб-ресурсы (иногда они сопровождаются аннотациями). Это тоже расширение
содержания образования, привлечение дополнительного учебного материала, новых
информационных источников.
Сегодня
от учителя требуется воспитать и обучить компетентного человека, а это возможно
лишь при условии индивидуального подхода, продвижения учащегося по
индивидуальному образовательному маршруту. Информационные технологии могут
стать тем эффективнейшим инструментом, который поможет учителю в решении этой
задачи.
Как и во всех
регионах нашей страны мыслящие, прогрессивные учителя Арктики хотят видеть в своих учениках новое поколение
людей:
-способных к
решению сложных проблем;
-умеющих
критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и
принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации;
-умеющих
управлять своим поведением и выстраивать отношения с окружающими на основе
уважения и сотрудничества;
-способных нести
ответственность за сделанный выбор.
Надо всем нам
помнить и не забывать что, лучшие достижения мировой педагогики основываются на
простых учителей независимо от того, на каком языке они говорят и учат.
Для новых
взглядов, идей, инициатив которые рождаются в тернистом пути
инноваторов-учителей, мощного потенциала Арктики , нужно находить общие
точки соприкосновения, сотрудничать, работать над совместными проектами.
Мы создаем
фундамент поколения NEXT. Каким он будет
– во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей
– будущих созидателей новой жизни.
Это работа на
будущее, если сейчас не вкладывать
средства, то наступит момент, когда северные территории безнадёжно отстанут в
своём движении вперед, наметившемся после конкретных шагов, законодательных
инициатив.
В образовании
проживающих на территории циркумполярной Арктики, учитель играет ключевую роль,
на него возлагаются огромные надежды по сохранению языка, культуры,
традиционных знаний.
|